Сегодня я хочу рассказать Вам о истории одной деревни с красивым и ласковым названием Игрушка, которая располагалась в 6 км на север от д. Ново-Бибеево. Деревни этой давно нет на карте нашего района, да и по меркам некоторых поселений век этой деревни был совсем недолог.
По материалам Отдела архивной службы Болотнинского района видно, что образовалась деревня где-то в конце 20-х, начале 30-х годов. Архивные данные показывают, что там проживало около двух десятков семей. Поселились в этой деревне в основном белорусы. Мария Устиновна Высоцкая ( в девичестве Авхимович) вспоминала, что их семья убегали из Чулыма от раскулачивания, помнит, как ехали на конях и переправлялись на пароме.
Относительно необычного названия деревни существует такая легенда: Когда новым поселенцам отвели земли вблизи деревни Ново-Бибеево, на месте, где стоял кедровый лес, жителям деревни это очень не понравилось, и они стали всячески препятствовать строительству новых домов. Начинают строить переселенцы дома, а вечером приезжают бибеевцы и раскидают построенный сруб. А однажды старожилы поставили перед новичками такое условие: вот если они построят за ночь дом и собъют печь ( раньше печки в основном делали не из кирпича, а сбивали из глины), а из трубы утром пойдет дым, значит быть на этом месте новой деревне. Но переселенцы были люди трудолюбивые, они столько перетерпели в своей жизни, да и место им очень понравилось, вот они и построили небольшую избушку всего за одну ночь, сбили печку и утром ее растопили, а когда приехали бибеевцы – из трубы вовсю валил дым. Как говорили старожилы Игрушки – они выиграли, да и домик был почти игрушечный, вот и назвали деревню свою Игрушкой.
В Игрушке была начальная школа, с 5-го класса уже ходили пешком в Ново-Бибеевскую школу, но учение продолжали в основном мальчики, девочки оставались дома: пряли, ткали, делали домашнюю работу.
Ближайшая к Игрушке церковь была в селе Ояше – ходить далеко, но в деревне жил дед Савка, или как его звали все «Святый», он ходил зимой и летом босиком, в домотканых холщевых штанах и в свитке. Волосы были густые и чтобы они не мешали - надевал на голову железный обруч, а на груди носил большой крест. Дед Савка знал много молитв, он иногда крестил в реке местных ребятишек.
И хотя деревня была небольшая, годы репрессий коснулись и ее жителей. Были арестованы крестьяне Власюк, Колонец, Криворот Николай Константинович, Скобелев Дмитрий Федорович и др.
Просуществовала деревня до 1970 года.
По материалам Болотнинского районного
Историко-краеведческого музея
Т.Хомченко |